Преподаватель кафедры русского языка и литературы Ферганского государственного университета Елена Витальевна Шевченко представила рекомендации по совершенствованию артикуляции звуков, постановке речевого дыхания
Урок 9. АРТИКУЛЯЦИЯ И ДИКЦИЯ — ВАЖНЕЙШИЕ ПОКАЗАТЕЛИ КРАСИВОЙ РЕЧИ
В воспитании навыков красивого и выразительного говорения особое значение имеет работа над артикуляцией. Хорошая дикция обеспечивает точную артикуляцию звуков, помогает выразительности слова. Чтобы добиться четкого и ясного произношения, надо работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата, постановкой правильного речевого дыхания.
На основе анализа методической литературы мы разработали рекомендации по совершенствованию показателей речи. Они могут найти применение в организации кружковой работы на продвинутом этапе изучения русского языка, также использованы самими же учителями в целях отработки хорошей речи.
Прежде всего, работа артикуляционного аппарата должна быть естественной и активной. Добиться активной естественности можно через снятие различных барьеров и обеспечение чёткой работы различных мышц и органов. В связи с этим существуют специальные упражнения, которые способствуют правильному произношению, а также служат как бы зарядкой для развития мышц, участвующих в данном процессе.
Обязательным условием чёткого произношения является подвижность артикуляционного аппарата. Для этого очень важно, чтобы кончик языка был подвижным, чтобы были активными губы, нижняя челюсть была свободной, а мягкое нёбо имело положение приподнято вытянутое. Нужно помнить, что ротовая полость является резонатором, от которого зависит качества звука.>
Гласные – это основа речевого потока. Именно на них вырабатываются все качества голоса и техники. Гласный звук рождается в гортани благодаря совместной работе голосовых связок и дыхания. Воспитывать у учащихся правильное формирование различных гласных нужно постепенно. Пестрота звучания исчезает, если присутствует:
1. Формирование гласных имеет единую манеру;
2. С переменой гласных не меняется позиция или «место звучания». Присутствует глаженый переход выровненных гласных;
3. Гласные сформируются в передней части голосового аппарата при активном участии губ;<o:p></o:p>
4. Облагораживание гласных идёт путём округления;<o:p></o:p>
5. Гласные звуки обеспечивают стремление вынести слово на звуке далеко вперёд (в зрительный зал).<o:p></o:p>
При медленном темпе идёт более крупная артикуляция, при быстром темпе произношение слов идёт «мелким планом». Артикуляция острая, чёткая, подвижная. Ровное тембровое звучание гласных зависит от умения сохранить эти качества при переходе от одной гласной к другой при единых резонаторных ощущениях.
Разработаны специальные упражнения для языка.
Язык – мышечный орган, сплошная плоть и мускул от основания до кончика, выполняющий артикуляционную функцию. Состоит из мышечных волокон, способных к разнообразным изменениям своей формы и положения. Язык влияет на качество голоса и чистоту произношения. Чтобы голос свободно выражал эмоции, мышцы языка должны быть расслаблены, особенно в своей задней части у корня.
1. Кончиком языка дотянуться до подбородка, на счёт 1,2,3 и завернуть язык на мягкое нёбо. Повторить 5 раз.
2. Массаж языком внутренних сторон щёк и губ.
3. Кончик языка ставим за верхними зубами. Далее выполняем скользящие движения языком по верхнему нёбу, отправляя язык глубоко в гортань. Упражнение подтягивает и укрепляет мышцы вокруг голосовых связок.
4. Сворачиваем язык трубочкой и делаем глотательные движения.
Упражнения подбираются по необходимости, по количеству, по объёму выполнения от 5-6 до 8-10 раз.
Упражнения для языка со звуками
1. Расслабить мышцы языка, придавая ему форму «лопаты», высунуть его вперёд на нижнюю губу и произнести гласные «и», «э» не убирая языка за зубы.
2. Приподнять кончик языка и, скользя по нёбу вниз, придать ему форму «крючка», затем произнести гласные «о», «у», не меняя положения языка.
3. Выбрасываем язык между зубами и губами со звуками в сочетании двух согласных «бл», «мл», «кл».
4. Протяжно тянуть звук «м», а в этот момент кончиком языка делаем круговые движения по верхним и нижним деснам.
Упражнения для расслабления и освобождения языка.
1. Челюсть расслаблена, рот открыт на ширину одного пальца. Высунутый слегка язык «трясётся» между зубами.
2. Произнести несколько раз подряд сочетание согласных: «ткр», «ркт», «крг», «дрг» и т.д..
3. Добиваясь предельно звонкого и чистого звучания «м», произнести «мк», «мг», «мх» или «хи», «ги», «ки».
Упражнения в игровой форме.
В работе с учащимися можно использовать упражнения в игровой форме, называя их «Поиграем в весёлый язычок», и даже можно сочинять сказки и стихи о языке, губах и челюсти. Например: «Сказка весёлого язычка». Она начинается со слов: «Домик открывается, а там живёт язычок, который любит гулять».
1. «Варенье»
Мы варенье крепким чаем
Всех знакомых угощаем
С губ сотрём следы варенья
Угощенье объеденье.
Рот открыт и высунутым языком облизываем верхнюю губу, затем нижнюю, делаем круговые движения языком.
2. «Футбол»
Буду я в футбол играть,
Буду мяч не пропускать.
Делаем удары напряжённым языком попеременно в правую, затем в левую щёки. Губы при этом сомкнуты, челюсти разжаты.
3. «Лошадка»
Причешу лошадке хвостик,
И на ней поеду в гости.
Присосать язык к нёбу, щелкать языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
4. «Водовоз вёз воду из-под водопровода».
«Шла Саша по шоссе и сосала сушку».
«Ткёт ткач ткани на платки Тане»
«На дворе трава, на траве дрова».
«Без труда не выловишь и рыбки из пруда».
Упражнение для губ.
Давно известно, что губы осуществляют чёткость дикции и входят в систему артикуляционного аппарата.
«Был бы бык, а мясо будет»,
«Пошёл Игнат лопаты покупать.
Купил Игнат пяток лопат.
Шёл через пруд – уцепился за пруд
Упал Игнат – пропали пять лопат»
1. «Слоник»
Подражаю я слону
Губы хоботом тяну.
Максимально вытягиваем губы вперед, сложив их хоботком.
2. «Лягушёнок»
Подражаем мы лягушкам
Тянем губы прямо к ушкам.
На счёт «раз» сомкнутые губы вытягиваем вперёд (как хоботок), на «два» губы растягиваются в улыбке. При этом мышцы шеи, плеч и лица должны быть расслаблены.
3. Чтобы активизировать мышцы губ, надуйте щёки, сбросьте воздух резким «хлопком» сжатые губы. Энергично произнесите: п-б, п-б, п-б и т.д.
Упражнения для мышц лица.
1. «Назойливый комар»
Летает по ночам
Не даёт заснуть он нам.
Представьте, что на лицо всё время садится комар. Мы можем отогнать его только движением мышц лица. Главное – гримасничать как можно более активно. Внимание на дыхании не акцентрируем.
2. «Хомячок» — пожевать воображаемую жвачку, так, чтобы двигалось всё лицо. Начиная со второго добавить хвастовств. Учащиеся выбирают себе пару и хватаются друг перед другом, у кого вкуснее жвачка.
Упражнение для освобождения нижней челюсти.
1. «Бегемотик»
Рот пошире открываем
В бегемотика играем.
Надо открыть хорошо рот, подвигать челюстью в стороны, почувствовать свободу этого движения. Делать упражнение перед зеркалом пока не почувствуете лёгкую усталость. Нижняя челюсть должна быть свободной, но не приоткрытой.
2. Приложите ладони к челюстным суставам по обе стороны лица.Большой палец ложится под подбородок. Плавным движением опускаем челюсть вниз, рот широко раскрывается. Большим пальцем челюсть вверх, пока задние зубы не сомкнуться.
«Черепаха не скучая час сидит за чашкой чая».
«Часовщик, прищурив глаз,
чинит часики для нас».
«Чудак под диванчик
прячет чемоданчик».
А также проговариваем скороговорки в форме стихотворения.
Например:
Четверть часа, чиж чижихе
Пел частушки на Плющихе.
Чёрный кот, большой чудак
Влез послушать на чердак.
Скороговорки считаются очень эффективным методом тренировки артикуляции звуков, дают избавление от косноязычия, дефектов речи, способствуют развитию правильной речи. Важно помнить, что каждый звук отвечает за передачу содержания слова, его значения и смысла. А так как для нас это наиглавнейшая задача, то и произношением звуков без искажений мы должны заниматься тщательно и упорно.
В результате работы над скороговорками достигается чёткость и быстрота речи, которые могут быть использованы в любом тексте.
В работе с артикуляционным аппаратом важна тренировка, контроль и внимание, энергия должна быть направлена на преодоление трудностей.
Чтобы добиться чёткого и ясного произношения слов и фраз в целом, безукоризненного звучания гласных и согласных, надо неустанно работать над развитием артикуляционного аппарата и его технических возможностей.
Голос как брильянт. Он засверкает, если очистить каждую его грань от того, что мешает ему светиться полётно и ярко.
Особой проблемой является постановка речевого дыхания. Эта работа сводится к развитию и совершенствованию диафрагмально-реберного типа дыхания. Для овладения им нужно натренировать все мышцы, которые участвуют в дыхательном процессе, и прежде всего мышцы «речевого пояса» — диафрагму и нижнебрюшные мышцы, а также дыхательные мышцы грудной клетки — межреберные мышцы.
Работать над техникой речи следует с полной свободой всех мышц, участвующих в речевом процессе, так как любые «зажимы» будут отрицательно сказываться на голосо-произносительном аппарате.
В современной методике воспитание речевого дыхания и голоса осуществляется путем косвенного воздействия на дыхательный и голосовой аппарат с помощью постановки элементарных действенных задач, «предлагаемых обстоятельств», воображения, ассоциаций. Косвенное воздействие достигается также с помощью физических упражнений, которые каждый может включить в утреннюю гимнастику.>
Ясная и четкая дикция как обязательное условие хорошей речи.
Небрежность в произнесении, которая выражается в «съедании» конечной согласной или звуков внутри слова, в звучании «сквозь зубы» делает речь невнятной и неразборчивой. Неподвижная верхняя и вялая нижняя губа мешают четкому и ясному произнесению многих согласных, в том числе свистящих и шипящих. Часто речь бывает неразборчива вследствие скороговорки, когда слова словно «наскакивают» друг на друга. Говорить следует ясно, приучаясь свободно открывать рот, что является важным условием формирования звука и его «посыла». Хорошая дикция подготавливает речевой аппарат к творческому процессу, делает привычной точную артикуляцию всех звуков речи, помогает доносить смысловое звучание слова, его выразительность и красоту, уточнять нюансы голоса.
Основой ясного и четкого произнесения, то есть дикции, является слаженная и энергичная работа всех мышц, участвующих в речевом процессе. Учебно-тренировочные упражнения дают возможность развивать и сохранять их эластичность и пластичность.
Отработка ясной и четкой дикции включает:
1) пластическую гимнастику органов речи, то есть упражнения для разминки и тренировки мышц речевого аппарата, развития и укрепления мышц рта, челюстей, губ, языка;
2) упражнения для отработки и закрепления артикуляции гласных и согласных в слогах, словах и фразах.
Список литературы:
1. Ф.М. Аникеев, З.И. Аникеева «Как развивать речь и голос».
2. Е.А. Саричева, «Техника сценической речи».
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Добавить комментарий |
Мы рады приветствовать Вас на нашем сайте! К сожалению браузер, которым вы пользуетесь устарел. Он не может корректно отобразить информацию на страницах нашего сайта и очень сильно ограничивает Вас в получении полного удовлетворения от работы в интернете. Мы настоятельно рекомендуем вам обновить Ваш браузер до последней версии, или установить отличный от него продукт.
Для того чтобы обновить Ваш браузер до последней версии, перейдите по данной ссылке
Microsoft Internet Explorer.
Если по каким-либо причинам вы не можете обновить Ваш браузер, попробуйте в работе один из этих: